Проблема смазки является частью науки о трении — трибологии. Наличие относительного движения контактирующих между собой деталей машин, если не рассматривать экзотических для техники идеальных представлений в физике, всегда сопряжено с трением. Давно установлено, что трение в узле машины или механизма в значительной мере влияет на ресурс и безопасность её работы, потери энергии, шум и вибрацию.
Обычно трение характеризуют величиной коэффициента трения, представляющего собой отношение тангенциальной и нормальной составляющих силовой нагрузки в узле трения. Как правило, инженеры стремятся предпринять все меры для снижения коэффициента трения, начиная от выбора материалов контактирующих деталей, конструктивных решений узла до обеспечения смазки контактирующих поверхностей.
Трение в узлах современных машин, как правило, является весьма сложным физико-химическим процессом в связи с ростом переменных по времени и месту удельных нагрузок при стремлении конструкторов к снижению металлоёмкости машин и механизмов.
Процесс трения в узле часто является переменным и характеризуется сочетанием сухого, смешанного и жидкостного трения. При сухом трении имеет место непосредственный контакт микронеровностей поверхностей, что приводит к повышенному износу и нагреву в зоне контакта, влияющим на снижение ресурса и КПД машины или механизма.
Жидкостное трение определяется наличием жидкостной плёнки, разделяющей соседние поверхности, что снижает их износ и коэффициент трения. Следует отметить, что в этом случае вся нагрузка узла воспринимается жидкостной плёнкой. Это же касается и отвода тепла, выделяющегося при трении.
Смешанное трение характеризуется комбинацией сухого и жидкостного, то есть, имеет место непосредственный контакт вершин микронеровностей, пространство между которыми заполнено жидкостью, а также жидкостное трение за счёт перемещения отдельных слоёв жидкости с разной скоростью.
Расчётным путём с необходимой точностью определить все параметры процесса трения затруднительно, имея в виду переменный характер нагрузок и распределения тепла, влияющего на вязкость жидкости и форму соседних поверхностей, микронеровности на которых расположены случайным образом.
Поэтому в инженерной практике широко распространены эмпирические методы расчёта и проектирования узлов трения.
В настоящее время накоплен значительный объём опытных данных по коэффициентам сухого трения материалов в различных сочетаниях, что используется при проектировании узлов трения. Применение специальных сульфидных и молибденовых покрытий деталей снижает коэффициент трения и износ поверхностей.
Вместе с тем, наиболее эффективным методом снижения трения в узле является его смазка, которая позволяет от сухого трения перейти к смешанному или жидкостному, таким образом снизить потери трения и повысить ресурс работы узла.